Что такое накопленные обиды? Как работает с ними детский психолог?
Вроде всё просто – накопленные обиды –это конгломерат воспоминаний, чувств и ситуаций…., только вот обида 2-х летнего ребёнка и обида 40-летнего человека ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ! Заметили в чём? – ВО ВРЕМЕНИ, в периоде «обиды», двухлетка постоянно находится в здесь и сейчас, он не застряёт в прошлом и не планирует будущее. Он в настоящем моменте, и, если даже его и обидели, он очень быстро выходит из этого состояния, его основная игра – исследовать мир. Заметьте, он сталкивается со всеми ситуациями в его жизни, как бы сканируя мир и нигде не застряёт, до некоторого времени. Далее в его жизни появится «базовое настроение» — это именно то, с чем ребёнок чаще всего сталкивался. На что ему приходилось реагировать чаще всего, видеть и воспринимать. Соответственно частота вызываемого раздражителя формирует устойчивую ответную реакцию организма.
Итак, накопленные обиды взрослого человека -это ничто иное как приобретённый опыт. Когда обиды становится много, человек в ней начинает «увязать», так проявляется постоянно плохое настроение… Обиды становится так много, что он начинает её ЗАМЕЧАТЬ! Именно с этой фразы – «Со мной что-то не так, я постоянно раздраженный(ая), что происходит?»
Но, если двухлетний ребёнок не замечает обиду, то к 6- ти годам уже проявляется именно накопление обиды. И что же делает ребёнок? Он может злиться, драться, обижать словесно, не слушаться, причём такое поведение может быть достаточно спонтанным, как будто сработал переключатель и весёлое настроение за секунду испортилось.
Но, и 6-ти летка тоже выходит легко из этого состояния, просто ВЫХОДИТ из него, а сам случай обиды никуда не исчез, он остался в памяти как некая информация и только и ждёт момента включения вновь. Например, ребёнок 7-ми лет весело играет, взрослый рядом начал говорить об оценках в школе с другим ребёнком, ситуация вне школы, а вот слово – оценка на прямую связано со школой, ребёнок 7-ми лет резко начинает плакать, на вопрос « Что случилось?» Ответ – «А я не люблю оценки и когда о них говорят!» Заметьте, говорили не с ним. Он лишь услышал, а ум плюс «знание об оценках» отреагировал по-своему.
К детскому психологу приходят, чтобы у ребёнка было достаточно энергии интересоваться и исследовать мир, чтобы он легко тренировал свои способности и становился лучше, чтобы слово учиться не вызывало «неприятных» воспоминаний.
Детская сессия, детский тренинг, опыт детского психолога – для того, чтобы маленький будущий взрослый сиял и был успешен!
С Уважением к Вам- Юлия Хазнаферова