Развитие детей от 2-х до 4-х лет. Метод «СЦЕНАРИЕВ»

Метод «СЦЕНАРИЕВ» в Киевском Центре «СТРЕСС-АНАЛИЗ»®

для детей от 2-х до 4-х лет — комплексный инновационный авторский метод 1-5ти минутных игровых блоков из категорий:стресс анализ

1.     Социальный интеллект (развитие навыков коммуницирования и восприятия)

2.     Физический интеллект (развитие тела)

3.     Познавательное развитие

4.     Деятельность (как форма труда)

Социальное развитие — способы общения (вербальные, невербальные),

взаимодействие со сверстниками, способы присвоения общественного опыта (подражание, показ, образец, по речевой инструкции); представления о себе и о других.(позитивный настрой, самопринятие, психический тонус, настроение, контактность со взрослыми и сверстниками, способы общения, профилактика фобий и страхов).

Физическое развитие: развитие и коррекция основных движений и общих моторных навыков, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-двигательной и зрительно-слуховой координации.

Познавательное развитие

а) сенсорное развитие:

  • зрительное восприятие — развитие ориентировочной деятельности методом проб: ориентировка на форму, величину, цвет, целостность восприятия предметов и предметных изображений;
  • слуховое восприятие — двигательная реакция на звуковой стимул, различать на слух способность разных звучаний двух музыкальных инструментов (дудочка и металлофон), голоса знакомых людей и бытовые шумы;
  • тактильно-двигательное восприятие: различать предметы легкие — тяжелые, холодные — теплые, мокрые — сухие, гладкие — шершавые; дифференцировать два разных предмета на ощупь;

б) ознакомление с окружающим: вызывать у ребенка интерес к предметам, действию с ними, явлениям окружающей действительности — учить рассматривать, выделять существенные признаки предметов, овладевать функциональным назначением знакомых предметов;

в) формирование ориентировки на количество и счет. Восприятие количества через различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Выделение один — много, соотнесение количества и числа;

г) формирование предпосылок наглядно-действенного мышления. Учить действовать целенаправленно с предметами-орудиями, анализировать и решать практические проблемные задачи (используя метод проб). Выполнять орудийные действия: «Лови шарики», «Поймай рыбку из бассейна», «Достань камушки». Учить действовать молотком — забивать колышки, выбивать шарики. Формировать фиксирующую функцию речи;

д) развитие речи и коррекция коммуникативных возможностей ребенка, формирование предпосылок активной речи, развитие понимания обращенной речи, подготовка артикуляционного аппарата к усвоению языковых норм (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка звуков);

е) развитие мелкой моторики и элементарных графических умений (начиная с ориентировки на след от карандаша, кисти, фломастера).

Формирование предметной и игровой деятельности

Завершение этапа манипулятивных действий с игрушкой. Формирование специфических манипуляций (трясти погремушку, сжимать резиновую пищалку). Развитие предметных (пересыпать ложкой, совочком, переливать чашкой, ведерком) и предметно-игровых действий (с куклой, машинкой, мячиком, сюжетными игрушками). Овладение определенными предметными навыками — закрывать коробку, закрывать и открывать крышки кастрюлек, нанизывать кольца на стержень, вкладывать шарики или силуэтные изображения в прорези доски, объемной игрушки и др. Формирование соотносящих действий с использованием различных игр и игрушек: «Посади елочки», «Поставь грибочки», «Собери бусы», «Построй паровозик», «Построй башенку».

Обыгрывание сюжетных игрушек: «Покатай зайку», «Покорми матрешек», «Угости мишку чаем», «Перевези кубики», «Уложи куклу спать», «Покачай куклу». Ряжение, игры «Нарядные детки», «День рождения у куклы», «Праздник». Знакомство с элементами кукольного театра. Драматизация эпизодов из сказок разными театрализованными средствами (би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, настольный театр).

Деятельность и конструирование

Формировать интерес к изображениям, умение дифференцировать изображение и предмет. Воспитывать интерес к краскам и фломастерам, формировать умение действовать с ними. (по материалам - Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева)

Дополнительно — работа с детьми имеющими расстройство аутистического спектра (аутизм)

Основные направления в работе :

  1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации, познания.
  2. Развитие навыков самообслуживания
  3. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Главная задача – вовлечь в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ребёнком как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Сначала создать у ребёнка желание взаимодействовать и учиться, а затем требовать усвоение учебного материала.

Восприятие – это основной познавательный процесс отражения действительности, это основа мышления, памяти и ориентации человека в окружающей среде.

Рекомендации при работе:

  1. При бесцельных монотонных движениях и раскачиваниях использовать эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
  2. Игры с жёсткой последовательностью действий и чёткими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь. Многократное повторение одной и той же игры и одних и тех же слов. Чётко обозначать словами всё что происходит. Работая по схеме ребёнок осмысливает план действий игры. (напр. – игрушки выложены по круга, ребёнок пробегая по кругу и видя игрушку, должен бросить её в корзину в центре круга)
  3. Создание пооперационных карт, на которых в виде символов обозначена чёткая последовательность действий (напр. – «идём гулять» и на отдельных карточках изображены предметы одежды) Скачать карточки  по аутизму PECS
  4. Для восприятия ребёнком самого себя – игры с зеркалом, где он себя рассматривает, на большом ватмане кладём ребёнка и обводим его контуры, затем разукрашиваем части тела.
  5. Соблюдать режим дня.
  6. Читать сказки, стишки и слушать музыку. (элементы «Психогимнастики»)
  7. Класть руку ребёнка на игрушку, держать с ним карандаш – вместе до отработки навыка.
  8. Отрабатывать необходимые навыки и умения под возраст ребёнка.
  9. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. (горох, манка)
  10. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
  11. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
  12. Игры – шнуровки, нанизывание предметов.

 Запись  по телефону0989557802 – Юлия Борисовна  

Leave a Reply